Новое на сайте: тофалары
Северные склоны Восточного Саяна, покрытые таяжными лесами, населяет тофа – народ охотников и собирателей. Больше всего тофаларов – в Нижнеудинском районе.
Хоз-во Т. было основано на охоте и оленеводстве. Олени служили для верховой езды и перевоз- ки вьюков. (Во 2-й пол. XIX в. Т. начали заимствовать у соседей использование лошадей.) Важную роль в хоз-ве Т. играли также собирательство и рыболовство.
К началу ХХ века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промышленные угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.
В 1939 году в составе Иркутской области РСФСР был организован Тофаларский район с центром в селе Алыгджер, но уже в 1950 он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета — Тофаларский (с центром в Алыгджере) и Верхне-Гутарский (центр — в с. Верхняя Гутара) в составе Нижнеудинского района Иркутской области.
Перекочевки совершали на 8-20 км, оленей связывали в длинные караваны (аргиш). На первом олене сидела обычно женщина-хозяйка, на следующем везли вьюк и ребенка, дальше шли вьючные олени. Хозяин и его взрослые сыновья ехали рядом. По рекам Т. передвигались на плотах и небольших долбленых челнах.
Зимой жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Стойбище Т. зимой состояло из 2-5, редко — 6-7 чумов, т.к. большее кол-во хоз-в в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на огранич. терр. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Как правило, стойбища находились на одном месте 2-3 недели. Запасы продуктов питания и имущество при перекочевках оставляли у покидаемых стойбищ на небольших помостах-лабазах или в срубных амбарчиках на столбах. На летниках сооружали открытые лабазы (арангас).
В общественной жизни тофаларов (вплоть до октябрьского переворота 1917 года) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов (тофаларов) — суглан — для избрания должностных лиц.
Проживает на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.
Тофалары (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Тофалары официально были обращены в православие. Но среди них сохранялись и традиционные верования — вера в духов природы (хозяева тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ. Сохраняется шаманизм.
Источники:http://ru.wikipedia.org/wiki/Тофаларыhttp://www.hrono.ru/etnosy/tofalary.htmlhttp://www.tofalaria.ru/tof.htm
Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея.[4]. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851) судить трудно.
Источник: http://projint.ru